Конфликт в ЦАР приобретает, к сожалению, уже не только политическую и этническую окраску, но и религиозную - христиане против мусульман. Не помогает, судя по всему, и призыв нового президента Кэтрин Самба Панза, которая пригрозила христианским группировкам, что "пойдет на них войной", если они не прекратят анти-исламское насилие. Религиозная война в ЦАР, если ее не остановить, может превратиться в геноцид... Причем с обеих сторон.
Кэтрин Самба-Панза, новый президент ЦАР
Но наш сегодняшний герой находится в тени политики, хотя его работа тяжелая и проходит в самом эпицентре войны. Его имя - Архиепископ Банги Дьедонн Нзапалаинга ( Конгрегация Святого Духа).
Родился будущий лидер центрально-африканской Церкви 14 марта 1967 года в более чем 200 км от Банги, в Бангассу. Его мать была протестанткой, а отец - римо-католиком. Опыт епископства у него всего-ничего - 2 года. Но он уже успел стать центральной фигурой в раздираемой войной стране. Он уже намного больше, чем священнослужитель - и миротворец, и дипломат,и политик...
"Vatican Insider" подготовил небольшое, но эксклюзивное интервью с Архиепископом. В нем как раз затронут вопрос бегства мусульман... И это при том, что по приказу Нзапалаинги, муслимским беженцам открыли все христианские церкви, где они и прячутся от жестоких банд "анти-балака". Даже в самом дворце архиепископа живет не менее 10-ка мусульман, бегущих от ужасов войны, во главе с Умаром Лайямой, местным исламским лидером.
Д.Н.: "Очень важно не обобщать: не все, кто в "Селека" - мусульмане. И также, не все, кто в "Анти-балака" - христиане".
Г-н Архиепископ, несколько месяцев назад мусульмане начали бежать из Центральной Африки, их не остановила даже инаугурация нового президента Кэтрин Самба-Панза. Это план по разделению страны? С одной стороны христиане, с другой - мусульмане?
Д.Н.: Нет. Мы не хотим разделенной ЦАР. Это печальная ситуация, это больно. Многие из грузовиков, которые забирают женщин и детей и увозят подальше, приходят из соседнего Чада. Здесь мусульмане испуганы, поэтому они тоже забираются в грузовики и уезжают. Это происходит и в Банги, но больше на окраинах, где нет ни армии ни полиции для защиты.
Что делают христиане, чтобы остановить этот массовый отток мусульман?
Д.Н.: Мы открыли для них наши церкви в Берберати, Барно, Карно, Банги. Мы приветствуем и размещаем их в наших домах по всей стране. В Баоли я видел очень трогательную сцену: христиане принесли еду и воду мусульманским беженцам, бегущим от преследования. И те благодарили их. Я пригласил их остаться с нами, жить всем вместе в мире, который всегда характеризовал нашу страну ( ох лукавит!! Сколько ЦАР пережила переворотов!) . И тем не менее, когда грузовик пришел, многие остались - они еще слишком запуганы...
Ныне считается, что в ЦАР уже более миллиона беженцев, уже четверть населения, а покинувших страну мусульман - около 100 тысяч. Только в декабре в войне погибла 1000 человек. Что можно сделать в такой ужасной ситуации?
Д.Н.: В настоящее время мы должны создать условия , которые позволяют людям , которые работают, остаться здесь, а беженцам - вернуться . Мы должны верить в слова , честно сказать , что произошло и кто виноват в этих преступлениях . Только в этом случае мы можем залечить раны жертв . В противном случае мы всегда будем жить в ненависти . Возможно, мы должны следовать примеру Руанды ( после войны хуту и тутси, прим. пер.) .
В данный момент так называемые Анти- Балака внушают ужас по всей стране. Эти небольшие вооруженные группы , которые были изначально сформированы, чтобы защищать свои деревни от нападений Селека, теперь начинает мстить за обиды , которые они перенесли. В ЦАР их многие отождествляют с христианами.
Д.Н.: Мы не имеем ничего общего с Анти-Балака. Христианство приветствует совсем другое - гостеприимство, дискуссию. Христианин не может убить или уничтожить. Сегодня государство парализовано. У нас нет тюрем, поэтому преобладает "закон джунглей". [Есть непонятки с законодательством]. Вчера это был закон о борьбе с Селека, сегодня - уже о борьбе с Анти-Балака... Но мы все равно должны выйти из этой ситуации. Президент также признала, что нам нужна международная помощь.
Центральноафриканская Республика являлась одной из самых бедных стран в мире еще до начала этой войны . Сегодня некоторые районы испытывают откровенный голод .
Д.Н.: Цены на продукты питания значительно увеличились, мы видим огромные страдания, особенно в отдаленных районах. Каритас и другие международные организации делают много, чтобы помочь нам, но этого недостаточно.
Прежде всего, я прошу всех верующих во всем мире : молитесь за нас
Cледите за моими постами в фейсбуке и твиттере, а также подписывайтесь на группу блога вконтакте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий